Заметки о туризме по итогам выставок
За первый квартал побегала по мероприятиям различных деловых объединений, туристическим выставкам, бизнес-завтракам. Что-то было очень продуктивно и интересно. Что-то так, на троечку. Что-то дало подтверждение смутно бродившим мыслям.
Глэмпинги как пузырь - все. Они вернулись к тому, чем должны были быть – к одному из виду объектов.
Конечно, ушедший (и даже где то стоящий на далеких полустанках) поезд ещё пытаются догнать отдельные люди. Но, по-моему, они даже для инфобиза уже не являются клиентами.В основном это те, кто взял в аренду земли под сенокошение, огороды и так далее, с набором иллюзий и претензий к миру. При «похудании» части пищевой цепочки хищникам, то есть посредникам разного рода, коих много бродит по регионам, тоже станет голодно. «Придётся переквалифицироваться в управдомы».
Но. Мы с вами видим бодро взрослеющий рынок некапитальных средств размещения. Куда, кстати, весьма активно идут с предложениями сооружений китайцы, и где подрастают и наши производители. Предлагают различные модули на колёсной базе, и сборные конструкции, и цельные модули под фундамент, и различные варианты геокуполов и пр.
Некапитальные модульные гостиницы, кемпинги, мотели, многофункциональные объекты будут развиваться.
То есть всё-таки, тренд не на Instagramную картинку, которую продавали глэмпинги, а на сезонный или круглогодичный объект, способный функционировать длительное время. Имеющий инвестиционную привлекательность, который можно продать. И неважно, как он называется, важно, чем он является по сути.
И да, объект, состоящий преимущественно из модулей, ни разу не глэмпинг - а обычная некапитальная гостиница - по сути, турбаза. Главное, чтобы все это стремление возвести быстро и условно недорого не привело к эпохе туристических хрущевок. Потому что в этом случае повторится история с глэмпингами. А стремление к качеству во многих наших согражданах сильно уступает стремлению заработать и здесь и сейчас, и стилю «хай так».
Дальше. На подходе закон и подзаконные акты по гостевым домам. Это уже факт. Но при этом совершенно непонятно, как будут работать на уровне региона / муниципалитета полномочия по контролю и надзору в сфере туризма. Конечно, есть риск, что это превратится в некоторых местах в инструмент коррупционного давления.
Все вместе дает понимание, что рынок малых средств размещения, мелкого бизнеса вполне себе родился. Ему предстоит теперь стать объектом налогообложения, и всё-таки регулирования.
Кстати, регулирование также необходимо и для производителей. Так как и этот рынок тоже имеет в составе любителей низкого качества и быстрой наживы, которые не дают возможность честно работать тем, кто производит реально крутые изделия. Если не поддержать своих, не дав им при этом обязанность соблюдать минимальное качество, то мы получим экспансию китайцев в производстве. А ещё – я за субсидирование наших производителей. Потому что, пока с качеством встают в серию, без поддержки наши заводы будут проигрывать конкуренцию тем же китайцам. И поддерживала бы я производителя через субсидирование тех, кто эти модули устанавливает, независимо от Единой субсидии.
Далее. В регионах виден нормативно формируемый вектор на ответственность губернатора за использование земли. И за адресную поддержку жизнеспособных проектов. Презентация, обещание, и отсутствие реального результата, способного жить долго, федеральная власть не устраивают больше. А отрицательные результаты стали видны достаточно хорошо.
Я не буду писать про рынок сетевых отелей, но вот скажу за санатории и отдельные гостиницы.
Достаточно сильно будет меняться законодательство в части санаторно-курортных территорий , и в целом блок, регулирующий деятельность санаториев, за которой отвечает Минздрав. Если совместить это с требованием к строительству и реконструкции, и ограничением по землепользованию – то тем, кто ещё не сделал ревизию своих объектов, или у кого они в аренде например, мне кажется полезным задумываться о возможных проверках.
Реституция – не пустой звук.
Марина Ненарокова
Руководитель консалтинговой юридической компании «Природный кодекс».